Глава администрации МО "Улаганский район"

График приема граждан

Православный крест на месте Челушманского Благовещенского мужского Монастыря

 

Православный крест на месте Челушманского Благовещенского мужского Монастыря 

Монастырь возник по инициативе барнаульского купца Афанасия Григорьевича Малькова – одного из основателей Улалинской женской общины.
В ноябре 1862 г. Мальков начинает продвигать идею о "заведении" мужского монастыря наЧулышмане. Он убеждает власти, что в нем заинтересована Алтайская духовная миссия, при этом он ссылается на записку "состоящего при миссии иеромонаха Саровской пустыни Иоанна", которая была составлена в 1859 г. и подана обер-прокурору Синода. В ней подчеркивалось, что члены миссии живут порознь, по целому году не общаясь между собой. Поэтому миссии необходимо иметь "центральное место в виде приюта". В нем, по мнению иеромонаха, могли бы найти приют и кров, вновь прибывшие на Алтай миссионеры, "а также помощь и пособие на первых порах". Из этой же обители должна была вестись и противораскольническая деятельность.
Мальков возбудил ходатайство об уступке под монастырь "пустолежащих земель" близТелецкого озера. Организация монастыря была признана желательной в целях распространения "христианства и цивилизации", поэтому земли были уступлены.
"Из имеющегося в чертежной Управления Алтайского округа плана усматривается, что участок под монастырь отведен на реке Чулышмане в 36 верстах от устья. Площадь его равняется 3858 дес. 576 кв. саж., из коих удобной — 3000 дес. 214 кв. саж.".
"Пустолежащими" земли были только в казенных бумагах. В действительности свидетельства путешественников указывают на плотную населенность Чулышманской долины алтайцами. Следовательно вопрос остается открытым – каким именно образом земля досталась монастырю. Тем не менее право пользования землёй было оформлено необходимыми юридическими актами.
Монастырь охватывает всю Чулышманскую долину и долину Башкауса и ставит живущих там алтайцев перед необходимостью выбора: или убираться из долины, или платить монастырю аренду. Алтайцы вынуждены были остаться, так как выселиться из Чулышманской долины можно было ближе всего только в долину реки Чуй, бедную пастбищами и удобными землями.
В результате монастырем были введены следующие расценки:
-  за право поставить юрту в этих долинах алтаец должен был платить монастырю 1 руб. в год;
-  за право посеять ячмень — 1 руб. за пуд высеянных семян;
-  за пастьбу крупного скота — 25 коп. с головы, мелкого—5 коп.;
-  за копну накошенного сена— 10 коп.;
-  за право пользования лесом— 1 руб. в год.
Если алтаец занимался хлебопашеством, он платил монастырю одну десятую часть урожая под видом руги.
Руга, в старину отсыпной хлеб дававшийся в виде жалованья духовенству, позже руга выдавалась и деньгами. Монастыри и церкви, получавшие ее, называли ружными.
В 1864 г. русским императором Александром Вторым высочайше утверждается с миссионерской целью Чулышманский Благовещенский общежительный мужской монастырь.
У Алтайской миссии не было "людских ресурсов" для пополнения братии монастыря поэтому Мальков взял на себя и "привлечение" в обитель людей. Его попытка оказалась неудачной и в мае 1866 г. выяснилось, что те 10 человек, подписку которых Мальков представил в Святой Синод, как лиц, "обещавшихся поступить в число братии Благовещенского Монастыря", - на поверку оказались людьми женатыми, и многосемейными.
После этой неудачи Мальков едет в 1866 г. в европейскую часть России и привозит из Саровской пустыни иеромонаха Платона, из Оптиной пустыни - инока (впоследствии иеромонаха Варсонофия) и монаха Михаила, из Никифоровской пустыни - иеромонаха Сергия и с "Афонской горы" - монаха и двух послушников.
Кроме вышеназванных, на Чулышман прибыло еще 15 мирян из разных мест.
Что потом случилось с ними, с монастырем в целом, документы умалчивают. Согласно одним источникам, все постройки обители были уничтожены пожаром. Другие же утверждают, что и построек в обители никаких не было, а были лишь амбары и меновая торговля, заведенная Мальковым с местным населением. Во всей этой истории с монастырем, ясно одно - в связи с отсутствием жилья, братия, привезенная Мальковым, разошлась, и почти никто из прибывших на Чулышман в 1866 г. так ни разу и не появился в отчетных документах монастыря.
К примеру, в 1870 г., из 22 человек приехавших на Алтай с Мальковым в 1866 г., в списках монастыря фигурировали только двое – представители из Оптиной пустыни, иеромонах Варсонофий и монах Михаил.
Ни настоятель монастыря, архимандрит Владимир, ни его наместник, архимандрит Макарий в это время в монастыре не жили.
Вместе с двумя оптинскими монахами, как явствует из документов, в обители жил только иеромонах Смарагд, (впоследствии миссионер Урсульского стана Алтайской миссии), да два послушника, одним из которых был барнаульский купец – Ефим Яковлевич Шеин.
В середине 70-х начале 80-х гг. XIX века, обитель по-прежнему продолжала испытывать острую нехватку в насельниках. Более того, ее покинули даже те, кто жил раньше: ушли послушники, уехал иеромонах Смарагд. И в обители остались только иеромонах Варсонофий и монах Михаил.
К этому времени (1879год) и относится первоначальное строительство здания монастыря у устья реки Чулышман в урочище Карагай.
В начале 80-х гг., из монастыря уходит и Михаил. В нем остаётся лишь Варсонофий. Это был незаурядный человек. Живя в одиночестве, в тяжелейших жизненных условиях, он занимался пчеловодством, писал и публиковал в сборниках Вольного экономического общества свои записки об опытах по пчеловодству в Чулышманском монастыре. Благодаря его самоотверженности, верности монашеским обетам, монастырь в трудное, кризисное время не закрылся, а продолжил свое существование.
По причине подтоплений монастырь несколько раз переносится. Так, в 1899 г. был перенесен на четыре версты выше по реке, в 1901 г. монастырь переносится еще на десять верст от Телецкого озера и окончательно располагается на правом берегу реки Чулышман в устье реки Кайру.
По условиям жизни монастырь был одним из самых суровых в России. Солнце лишь ненадолго появляется здесь из-за скал и то, летом.
"Приятно побывать, погостить у нас несколько дней, но жить здесь жутко даже нам, инокам", - так говорила братия о своем монастыре. Это было место для великого уединения, для истинно монашеской пустыннической жизни и, конечно, проповеди.
Постепенно у монастыря появляются своя мельница, толчея, дегтярная печь, печь для обжига кирпичей, большое молочное стадо и маслобойня, разводятся свиньи, птицы, сады и огороды.
В 1921 г. все хозяйство и постройки монастыря были конфискованы советской властью и переданы коммуне "Свободный труд". 
Сегодня от монастырских построек остались фрагменты фундаментов.
На месте монастыря установлен поклонный крест. 

В память о Чулышманском Благовещенском монастыре в селе Балыкча поставлен храм (молильный дом) Благовещения Пресвятой Богородицы.

 

Рисунок: Молильный дом Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Балыкча
Дата создания: 07-09-2015
Дата последнего изменения: 07-09-2015
Администрация муниципального образования «Улаганский район»
Адрес: 649750, Республика Алтай, Улаганский район, с. Улаган, ул. А.В. Санаа, 8
Телефон: 8 (38846) 2-24-03
    Сообщение об ошибке
    Закрыть
    Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
    Расположение ошибки:
    Текст ошибки:
    Комментарий или отзыв о сайте: